ИСПОЛЬЗУЙ В СВОЙ АВТОМОБИЛЬ ЛУЧШИЕ МАСЛА И СМАЗКИ !

СВОЙСТВА МАСЕЛ - БАЛАНС




Здесь я немного затрону одну пожалуй самую важную но при этом и весьма тонкую грань

которая касается абсолютно всех масел,это так называемый -  

 

                                           ВНУТРЕННИЙ БАЛАНС МАСЕЛ 

 

Итак мы выяснили что масла состоят из базы,загустителя и набора пакетов присадок. 

Так же рассматривая анализы мы увидели некое расхождение в цифрах,температуры

вспышки масел,температуры замерзания,испаряемости,вязкости и т.д.

 

Казалось бы все предельно ясно - высокая температура вспышки и низкая температура

замерзания,это соответственно очень хорошо.

Что чем ниже NOACK - испаряемость масла,тем естественно лучше.

И с вязкостью как бы более менее ясно,для каждого конкретного двигателя она заложена

в рекомендациях автопроизводителя.

 

   НО НЕ ТОРОПИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ПОСПЕШНЫЕ ВЫВОДЫ ОПИРАЯСЬ НА ГОЛЫЕ ЦИФРЫ !!! 

 


 

Некоторые масла сбалансированы в сторону более жестких режимов эксплуатации,

другие настроены на некую универсальность,то есть имеют сдвиг в сторону низких

температур.

 

Например,вы выбираете из двух масел оба на гидрокрекинговой базовой основе 3 группы,

 

одно из них к примеру Shell Helix Ultrа 5W-40

 

http://g.io.ua/img_aa/large/3184/83/31848359.jpg

 

другое,ну возьмем для наглядности NGN Gold 5W-40 

 

http://g.io.ua/img_aa/large/3213/33/32133347.jpg

 

Казалось бы разница очевидна в пользу первого масла,то есть Shell Helix Ultrа 5W-40

превосходит NGN Gold 5W-40 по всем показателям,вспышка,температура замерзания,

испаряемость.

 

То есть ориентируясь на голые цифры вы конечно выберите масло Shell а не NGN,но

возможно вы сделаете ошибку!

 

Теперь попробую обьяснить поподробней в чем зарыт камень предкновения,почему я бы

предпочел залить второе масло вместо первого.

 

Как я уже много раз говорил,самое главное в маслах это стабильность - способность

масел сохранять свои первоначальные свойства в любых условиях.

Все проблемы начинаются из за потери масел своих характеристик,то есть залили одно,

через некоторый пробег имеем совсем другое.

 

Так вот,на мой взгляд и опыт масло NGN Gold 5W-40 будет намного стабильней,прослужит

дольше без потери своих свойств чем масло  Shell Helix Ultrа 5W-40,а так же NGN лучше

себя покажет в условиях высоких нагрузок и температур. 

 

Почему я пришел к таким выводам спросите вы,ведь все характеристики Shell выше чем

у масла NGN,то есть все должно быть наоборот ? 

 

Потому что баланс масла NGN сдвинут в сторону высокотемпературных нагрузок отвечу я,

и не смотря на более низкую температуру вспышки и испаряемость оно будет стабильнее

и будет подвержено меньшим разрушениям чем масло Shell. 

 

Попробую обьяснить поподробней.

 

При изготовлении масел используются базы определенной вязкости которая обычно не

совпадает с нужной вязкостью готового продукта,то есть эта вязкость подгоняется под

нужные параметры определенными добавками,в частности различными загустителями.

 

Одно из свойств загустителей,это то что они влияют на некоторые свойства базовых масел,

увеличивают температуру вспышки и снижают испаряемость базы.

 

С одной стороны это хорошо когда масло свежее и только что приступило к своей работе,

но по истечении времени загуститель разрушается а вместе с этим теряет свои свойства и

само масло,то есть нарушается внутренний баланс масла изначально запланированный

разработчиками что и приводит к деградации всех рабочих характеристик.

 

Масло Shell Helix Ultrа 5W-40 выполнено из более жидкой базы,осюда и более низкая

температура замерзания -46°C против -38°C у NGN Gold 5W-40,а рабочая вязкость масла

подогнана более большим количеством загустителя что очень характерно для всех GTL

базовых масел.

 

Большее соотношение загустителя так же сказалось и на температуре вспышки 244°C у

Shell нежели 228°C у NGN,как и испаряемость 7,1% Shell против 9,9% NGN.

 

Но более высокие цифры масла Shell,являются последствием большого содержания в его 

составе полимерного загустителя и наоборот,меньшее количество загустителя в масле NGN

говорит о более натуральной вязкости самой базы а не о искуственно завышенных цифрах

какими либо присадками. 

 

Несмотря на эти казалось бы не совсем в пользу  NGN цифры при высоких температурах

и ударных нагрузках масло NGN Gold 5W-40 по стабильности будет превосходить масло

Shell Helix Ultrа 5W-40,потому как разработчики сознательно сместили баланс этого масла

в сторону высоких температур и более тяжелых нагрузок,а вот масло Shell гораздо раньше

просядет от своих первоначальных данных потому как его баланс смещен в сторону более

низких температур.

 

Причем присмотритесь,даже с большим количеством загустителя масло  Shell проигрывает 

маслу NGN по вязкости при рабочей температуре двигателя в 100°C - 14,56 у  NGN против

100°C - 13,4 у масла Shell,что опять же говорит о разнице смещения балансов этих масел.

Да и пакет противоизносных присадок говорит что масло NGN расчитано на более высокие

нагрузки нежели масло Shell. 

 

Если же брать во внимание текучесть масел а именно имитацию холодной прокрутки CCS,
то масло NGN при - 30°C будет течь лучше при CCS - 5150 чем масло Shell при CCS - 6030,

но при более низких температурах NGN замерзнет раньше чем масло Shell.

 

Кстати,низкотемпературные свойства масел тоже можно (разогнать) присадками такими

как антидепрессанты,если их побольше ввести в базовое масло то можно существенно

понизить температуру замерзания даже у неприспособленных для этого масел. 

 

Впринципе так и постпают наиболее (жадные) производители,если напихать в дешевую

базу побольше всяких присадок таких как загустители и антидепрессанты,то цифры

общих характеристик предстанут в очень выгодном свете но при этом сильно пострадают

стабильность и защитные свойства масел при высоких температурах и нагрузках. 

 

Для наглядности взглянем на свежий анализ масла Shell Helix-Ultra 0W-30 с наиболее

меньшим количеством загустителя,дело в том что в нулевках как правило применяют

меньше загустителей чем в других вязкостях для того чтобы масло оставалось более

жидким на морозах -

 

http://g.io.ua/img_aa/large/3317/66/33176681.jpg

 

Как видите без загустителя все цифры стали очень посредственными - замерзание - 48°C,

вспышка - 228°C,прокрутка CCS при -35°C - 6410,выкипаемость NOACK - 12%,то есть

обычные стандартные гидрокрекинговые показатели.

 

Все хорошие цифры испарились как и исчезла вся (крутизна) масла,осталась не очень

впечатляющая реальность. 

 

Как вы надеюсь поняли цифры не всегда явный показатель (крутости) масел,нужно уметь
читать между строк некоторые свойства и характеристики масел,понимать свойственную

им индивидуальность и баланс,причем каждого масла в отдельности. 

 

Так же следует учитывать что нужно сравнивать только равноценные масла,то есть масла

3 группы всегда будут менее стабильны чем масла 4 группы,масла 3-4 групп всегда будет 

слабее масел 5 группы либо каким то их производным.

 

Для примера возьмем масло 4 группы на полиальфаолефинах,Ravenol VSI 5W-40

 

http://g.io.ua/img_aa/large/3403/32/34033237.jpg

 

Несмотря на то что баланс этого масла явно сдвинут в сторону морозоустойчивости,оно все

равно будет иметь ощутимый перевес как в условиях высоких температур,так и в условиях

высоких нагрузок в отличии от масел 3 группы перечисленных выше.

 

Это обусловлено более высокими характеристиками а так же возможностями именно самого

базового масла 4 группы,его натуральной вязкостью а так же минимальным содержанием загустителя в этом масле. 

 

Возьмем такого производителя как Red Llne 5W-40 в состав которого вообще не входят

загустители а цифры показывают реальные характеристики базового масла. 

 

http://g.io.ua/img_aa/large/2998/53/29985380.jpg

 

Это масло выполнено на эстеровой базе с балансом именно в сторону высоких температур,

максимально критических нагрузок,где свойства только одной базы превзойдут по защите

любые самые навороченные гидрокрекинговые масла,с любым богатым пакетом присадок.

 


 

Так же как и в базовых свойствах масел,некий баланс присутствует и в пакетах присадок.

 

Одни масла (настроены) в сторону улучшенной защиты в сложных и критических режимах

эксплуатации,другие сбалансированы на более чистый выброс отработанных газов.

 

Второй вариант масел нужен прежде всего для экологически чистых зон,так как есть ряд

стран где действуют очень жесткие законы о загрязнении окружающей среды.

И второй момент,это сложные современные системы доочистки выхлопа устанавливаемые

в различных свежих моделях автомобилей. 

 

Пример масла 3 группы,сбалансированного для улучшеной защиты пакетом присадок 

 

http://g.io.ua/img_aa/large/3257/23/32572365.jpg

 

Пример масла 3 группы,сбалансированного для чистоты низким содержанием присадок

 

http://g.io.ua/img_aa/large/3146/38/31463832.jpg

 

Довольно часто на разных форумах в интернете проскальзывает мнение,мол чем меньше

содержится противоизносных присадок в маслах - тем лучше.

Дело в том что ряд противоизносных присадок содержит серу,ошибочно люди полагают 

что сера находящаяся в присадках дает отложения и нагары на поверхностях двигателя.

 

Это не так.


Да,в масле содержится некое количество серы - в основном в составах противоизносных,

антифрикционных и антикоррозионных присадок.

Качественные присадки используемые в маслах с содержанием серы - как химически,

так и термически стабильные соединения не вызывающие отложений и загрязнений,

закоксовываний и лаков,не оттягивающие на себя ресурсы других присадок.

 

Полное отсутствие серы в масле в виде компонентов присадок приведет к отсутствию

хемособционной пленки на механизмах подверженных воздействиям сил трения,

работающим в отличии от валов или поршневой без эфекта масляного клина,это

например кулачок распредвала или коромысло. 

 

Дело в том,что при высоких нагрузках и температурах 150-190°C адсорбционная

пленка масла может разрушаться . 

Вследствие этого трение и нагрев поверхности металла повышаются еще больше 

вплоть до сваривания,заедания,слипания деталей. 

 

Сваривание может быть подавлено присадками содержащие соединения серы,фосфора,

хлора и др., которые в местах наивысшего трения и высоких температур разлагаются с

выделением соответствующих элементов реагирующих с металлом и образующих

сульфидную,фосфидную,хлоридную и хемосорбционную пленку - твердую смазку. 

 

Такая пленка является значительно более стойкой чем адсорбционная и может защитить

поверхности трения от износа в условиях большой нагрузки и высокой температуры.

 Поэтому присадки образующие твердую хемосорбционную пленку называются

разделяющими,противозадирными присадками или присадками высокой предельной

нагрузки. 

 

Так как активные элементы выделяются из присадок и реагируют с металлом только на выступах,в местах соприкосновения, то имеет место процесс выравнивания и полировки.

Таким образом противозадирные присадки одновременно являются разглаживающими 

и полирующими присадками. 

 

Роль фосфора и серы несколько различается,фосфор сильнее выравнивает поверхность 

и уменьшает износ а сера уменьшает трение и усиливает разделяющее свойство хлора. 

В присутствии обоих этих элементов дополняющих друг друга масло работает хорошо как

при большой нагрузке,так и при большой скорости сдвига.

 


 

Некоторые из автомобилистов могут подумать - я не гоняю и мне это не нужно.

 

И будут не правы в своих суждениях,каждый из нас попадает в критические ситуации

зачастую даже не подозревая об этом !

 

Обьясню на одном примере,где немного поподробней затрону процессы происходящие

внутри двигателя в казалось бы безобидной ситуации. 

 

Лето жаркая погода,вы стоите в пробке,на ваш взгляд ваш двигатель находится чуть ли 

не в тепличных условиях - мороза нет,машина стоит,двигатель молотит на холостых ну

что может произойти - пожалуй самые легкие условия для двигателя!

 

А теперь я расскажу,что же на самом деле происходит с двигателем и с маслом.

 

1. Двигатель очень близок к перегреву.

 

Вспомним - на улице жарко,при этом полностью отсутствует движение а следовательно

нет обдува ни снаружи двигателя ни через радиатор.

 

Но если блок двигателя еще хоть как то может спасти периодически включающийся 

вентилятор охлаждения,то что поможет деталям охлаждающимся только маслом?

Как-то головка блока совместно с газораспределительным механизмом,клапана,

ракера,распредвалыи т.д. 

Коленчатый вал с шатунами,ну и наконец сама поршневая группа которые тоже 

охлаждаются маслом.

 

Масло в свою очередь должно охлаждатся обдувом поддона при движении.

 

2. Практически полностью отсутствует масляный клин. 

 

Вспомним - жара машина стоит,двигатель и масло близки к перегреву.

 

Что происходит в этот момент с маслом,оно теряет свою вязкость из за сильного нагрева,

то есть становится жидким как вода,масляная пленка из за потери вязкости становится 

слишком тонкой.

 

Одновременно с нагревом и потерей вязкости происходит падение давления масла,думаю

не нужно обьяснять что давление напрямую зависит от скорости вращения и температуры. 

 

Нет оборотов,нет давления,масло как вода,нет противодействия силам воздействующим

на двигающиеся детали и стремящимся сблизить рабочие поверхности,то есть нарушен

масляный клин и гидродинамическое трение перешло в граничное.

 

Проще,тонкая масляная пленка при отсутствии нужного давления не способна полностью

изолировать трущиеся рабочие поверхности друг от друга. 

 

3. Разрушение поверхностных слоев,покрытий,напылений. 

 

Вспомним - сильный нагрев,потеря давления,жидкое масло,тонкая масляная пленка,

потеря масляного клина,переход гидродинамического трения в граничное.

 

В двигателях,особенно современных,некоторые детали имеют специальные покрытия

выполненные из тончайших слоев одного а иногда и нескольких материалов.

Чаще всего это относится к поверхностям колец,вкладышей,подшипников,реже к

ракерам,толктелям,цилиндрам.

1

Так же многие детали имеют специально подготовленные поверхности,различные виды

полировки и шлифования,хонингования,шероховатости и притирки,виды ультразвуковой

и светолучевой обработки.

1

Надеюсь не нужно обьяснять последствия нарушения подобных поверхностей.

 

А казалось бы до банальности простая ситуация - простой в пробке летом,нет,конечно

машина не выйдет из строя очень быстро и не сломается моментально,но здоровье и 

моторесурс вы своему двигателю поубавите однозначно.

 


 

Меня часто спрашивают - что лучше,хорошее базовое масло или богатый пакет присадок.

 

Конечно же все имеет значение,каждый из материалов выполняет конкретно свою работу.

 

Но давайте рассуждать чисто логически,пакет противоизносных присадок начинает свою

работу уже именно в критических ситуациях,чаще всего когда начинает происходит уже

непосредственно само трение деталей,то есть когда гидродинамическое трение переходит

в граничное или еще хуже в сухое.

 

Естественно что при таком виде трения износ и повреждения рабочих поверхностей будет 

намного выше - чем при полной изоляции,когда детали полностью разделены масляной

пленкой и вовсе не касаются друг друга.

 

Более лучшее базовое масло обеспечивает наиболее широкий спектр режимов а так же 

удлиненных интервалов замены поддерживающих гидродинамическое трение без каких

либо прикосновений деталей. 

 

Проще говоря,когда в сложных условиях масла на более простых базах будут работать

уже на присадках - то есть с касанием поверхностей деталей,при таких же равнозначных 

условиях масла с более сильными базам будут еще работать в режимах полной изоляции

деталей друг от друга более прочной масляной пленкой.

 

Естественно что износ на более сильных базах,в одних и тех же условиях,будет намного

ниже чем на более слабых базах.

 

Если учесть что вы не участвуете в состязаниях и режимы максимальных нагрузок не 

свойственны вашему автомобилю,то на хорошем базовом масле вы возможно  вообще

сможете за всю историю своей автомобильной практики не попасть в режим трения без

масла,в режим трения когда в работу вступает второй эшелон защиты - присадки.

 

Получается то,что хорошая база - до определенного момента естественно,имеет более

важное значение чем противоизносный пакет присадок.   

 

Баланс масел может быть очень разнообразен,может быть сдвинут в ту или иную сторону.

Но наилучшие масла выполненые из самых дорогих и высокотехнологичных материалов,

имеют способность по максимуму выполнять все требования предъявляемые к маслам. 

 

Опять же,каждый из вас самостоятельно будет выбирать себе продукт для приминения

исходя из своих предпочтений и логики,а так же своих финансовых возможностей.

 

Просто постарайтесь на практике с пользой для себя применить все полученные знания и

техническую информацию,всем успехов и удачи на дорогах ! 



Обновлен 21 апр 2016. Создан 27 окт 2015